21:16 

Почему старые музыкальные записи более требовательны к качеству аппаратуры?

nathalie-starkiller
Жизнерадостный псих =)
Нечасто у меня тут мелькают вещи на подумать, но это именно тот случай)

Автор ликбеза - Artifex. Свой блог он давно забросил, посему я выступлю тем, кто несет информацию в массы)))

Прежде чем переходить непосредственно к вопросу, нам нужно дать пару определений. Во-первых, динамический диапазон. Звучит страшно, но по сути это просто разница в громкости между самым тихим звуком в записи и самым громким. Характеристика эта очень важная, хотя поначалу и не очень понятно, зачем она вообще нужна. Для того чтобы разобраться, рассмотрим ещё одно понятие - динамическую компрессию. Компрессия сейчас используется в звукозаписи очень широко. К примеру, мы записали какую-то дорожку - инструмент или партию вокала, неважно. Что происходит, когда её обрабатывают компрессором? Суть в том, что громкие звуки становятся ещё более громкими, а тихие звуки убираются. Иначе говоря, уменьшается динамический диапазон этой дорожки. Но это не значит, что из записи пропадают целые ноты. Любая нота, взятая на любом инструменте, состоит из целого спектра различных частот, которые отличаются по громкости. Самыми громкими являются тона и обертона, которые собственно и формируют основу звучания, но помимо них есть ещё куча других деталей и призвуков. Они-то в основном и становятся жертвами компрессии. Логичный вопрос, зачем это вообще делается?

Причин сразу несколько, хотя все они, так или иначе, связаны друг с другом. Для начала посмотрим на тему с точки зрения специалиста, у которого на руках несколько десятков записанных дорожек и ему нужно свести их все в одну запись так, чтобы каждую было хорошо слышно. Представим всё звуковое полотно как картину, на которую нам нужно уместить все элементы так, чтобы их было хорошо видно. Причём элементы могут накладываться друг на друга, но мы должны отчетливо видеть очертания каждого в отдельности. Когда мы применяем компрессию на какой-то элемент, он начинает занимать меньше места, а его очертания становятся более чёткими и резкими. Соответственно на полотно влезет больше элементов и их будет лучше видно. То есть, специалисту как минимум гораздо проще работать, но тут есть и куда более серьезные последствия, чем можно сначала подумать. Технические достижения в звукозаписи меняют саму музыку, это факт. Возьмём, к примеру, типичную металл-композицию 70х-80х годов - обычно мы слышим четыре инструмента (две гитары, бас, ударные) и вокал, то есть 5 дорожек (дорожек на самом деле больше, но для понимания сути это сейчас не важно). А теперь возьмём современную запись: к уже имеющимся раньше дорожкам могут добавиться сложные симфонические подклады, клавишные, вокальная полифония, доп. инструменты и т.д. и т.п. Если бы мы свели это всё в 70-х, то звучало бы это ужасно, т.к. дорожки бы просто мешали друг другу. Поэтому в то время вряд ли бы было возможно существование группы Rhapsody))

Получается, сегодня мы можем слушать музыку более плотную с точки зрения непосредственно музыкального материала. Кроме того, запись, подвергнутую компрессии, мы воспринимаем как более яркую, более чистую. После компрессии также становятся не так заметны огрехи исполнения или плохое звучание муз. инструментов. Тогда получается, скажите вы, что компрессия - это хорошо? И да, и нет, ведь всегда есть обратная сторона медали. Давайте ещё раз повторим суть, немного переформулируя её для упрощения дальнейших объяснений: запись, подвергнутая компрессии, теряет самые тихие нюансы звучания, а громкость остальных увеличивается. "Теряет нюансы звучания" - звучит немного негативно, правда? Так и есть: за все те плюшки, что мы отметили ранее, приходится платить богатством звучания отдельно взятых инструментов - возвращаясь к аналогии с картиной которую мы приводили раньше, можно сказать, что на ней становится гораздо меньше мелких деталей. Но это горькая правда очень хорошо соответствуют текущему zeitgeist (духу времени) в том, что касается вопросов восприятия и потребления музыки современным человеком.

Как чаще всего слушает музыку некий абстрактный современный индивидуум? Он берёт с полки коробку с диском или пластинкой, бережно извлекает носитель на свет божий и доверяет его недрам соответствующей чудо-машины из состава своей громоздкой и дорогостоящей стереосистемы. Этот ритуал способствует переходу в то особенное состояние сознания, в котором он будет просто сидеть и внимательно слушать как минимум час на своём удобном кресле, которое вместе с акустикой его стереосистемы образует правильный треугольник. Стоп, стоп, стоп. Я знаю, что порю чушь, и сейчас музыку уже так не слушают. Она теперь не является самодостаточным предметом реальности. Чаще всего это просто саундтрек к вашим повседневным делам, элемент дополненной реальности, часть вашего симулякра. А вы ведь не ходите в кино, чтобы послушать саундтрек к фильму, верно? Точно так же вы чаще всего не готовы выпасть из своего мира на час, чтобы просто слушать новый альбома вашего любимого артиста. Вы слушаете его в дороге - в автомобиле или в общественном транспорте в наушниках вместе с окружающим шумом, на работе или занимаясь какими-то делами вместе с окружающей суетой. Здесь нет места деталям, вы просто не услышите их, зато более яркий и громкий звук позволит вам всё-таки слышать музыку сквозь окружающую действительность. Жизнь стала настолько плотной, что все элементы сейчас не уместить на полотно не подвергнув их компрессии. Даже модный сейчас флат-дизайн по сути очень в тему текущему духу времени: смерть деталям, есть лишь тон и полутона. Стоит отметить, что я говорю это не в негативном ключе и никого не осуждаю. Я сам слушаю музыку таким же образом.

Но в сторону философию, радуйтесь, мы наконец подобрались к изначальному вопросу. Зачем тот человек, как мы в итоге выяснили, с очень ретроградскими представлениями о прослушивании музыки, накупил кучу дорогой аппаратуры? Ответ на самом деле довольно прост, если не вдаваться в сложные технические подробности. Дешёвая аппаратура не может корректно воспроизвести тихие звуки среди громких звуков, они просто потеряются. То есть, чем больше динамический диапазон записи, тем более сложная задача решается на всех элементах звукового тракта, начиная от источника и заканчивая динамиками акустической системы (особенно динамиками). А как мы говорили ранее, у старых записей в общем случае динамический диапазон больше, больше тихих деталей, нюансов звучания. Соответственно поэтому они могут быть более требовательны к качеству аппаратуры. Вот и всё. Наверное, можно было написать гораздо короче и конкретней, но я хотел показать не только сами сущности, но и интересные процессы, которые за ними стоят. Надеюсь, что я нигде не соврал.

@темы: Цитатко, О возвышенном и прекрасном, Графоманство

URL
Комментарии
2015-10-06 в 08:36 

Diary best
Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в Diary best. Если у вас еще есть интересные посты, поделитесь с нами, пожалуйста :)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Записки самовлюбленного психопата

главная